Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Макрофотография как искусство

Макрофотография как искусство

Печать

Макрофотография как искусство

Макрофотография как искусство []

 

Объективы

Объективы являются самыми важными компонентами полевого набора фотографа, занимающегося макросъемкой. В этом разделе мы рассмотрим различные технические решения, позволяющие снимать на малых дистанциях, - макролинзы, макрообъективы, теле- и зум-объективы.


Насадочные линзы для макросъемки

Макрофотография как искусство []

Простым решением, позволяющим фокусировать объектив на очень близких объектах, является использование насадочной линзы для макросъемки. Эти линзы являются обычными положительными линзами с винтовой резьбой, которые устанавливаются на переднюю часть объектива подобно светофильтрам. Макролинза меняет положение плоскости фокуса: после ее установки объектив приобретает способность фокусироваться на меньших дистанциях, однако уже не может наводиться на бесконечность.
Большинство макролинз предназначено для установки на стандартный объектив. Это может доставлять определенные неудобства, поскольку дистанция фокусировки оказывается очень мала и не позволяет снимать большинство активных форм жизни. Затруднения могут возникнуть даже при съемке статичных сюжетов, например цветов или грибов, поскольку штатив с камерой придется располагать почти вплотную к объекту. Насадочные линзы наиболее эффективны в сочетании с телеобъективами, особенно в районе 150-200 мм, позволяя достичь большого увеличения и сохранять достаточную дистанцию до объекта съемки.


Зум-объективы

Макрофотография как искусство []

Сегодня среди фотографов пользуются большой популяр­ностью зум-объективы. Установив качественную двухэле­ментную линзу на зум-объектив с фокусным расстоянием в районе 200 мм или более, вы получите очень удобный и универсальный инструмент для макросъемки. Очевидным преимуществом такого решения является возможность управлять композицией путем изменения фокусного рас­стояния, не перемещая камеру и не меняя точку фокусировки. Ахроматические линзы обеспечивают довольно высокое качество изображения при условии хорошего владения техникой съемки, использования штатива и спускового тросика, а также установки бленды на объектив.


Оптическая сила линз

Насадочные линзы обычно выпускаются в нескольких ва­риантах, имеющих различную оптическую силу. Дешевые одноэлементные модели часто продаются в виде наборов, состоящих из линз +1, +2 и +3. Чем выше число, тем сильнее увеличение. Существенным преимуществом линз является полное сохранение функций TTL-замера и автофокусировки, а также отсутствие сдвига в экспозиции. Я не рекомендую устанавливать на объектив сразу несколько дешевых линз ради достижения больших увеличений, так как это приводит к снижению качества изображения.
При наведении объектива на бесконечность линза будет всегда обеспечивать одну и ту же рабочую дистанцию, независимо от фокусного расстояния объектива.


Недостатки насадочных линз

В основном недостатки касаются качества изображения. Все линзы предназначены для работы с небольшим увеличением, но даже если не увлекаться «экстремальной» макросъемкой, их использование все равно приводит к снижению эффективного разрешения и качества снимков, особенно при печати большого формата. Это характерно в первую очередь для дешевых одноэлементных линз, понижающих контрастность и усиливающих эффекты хроматической и сферической аберраций, что особенно заметно по краям снимка.
Ведущие производители фототехники, такие, как Ni-kon, Canon и Pentax, выпускают широкий ассортимент качественных двухэлементных линз, отличающихся пол­ноценной коррекцией аберраций и наличием просветляющего покрытия, уменьшающего опасность паразитной засветки. Например, в продаже нетрудно найти макролинзы Nikon, предназначенные для установки на различные объективы. Линзы ЗТ и 4Т лучше всего подходят для оптики в диапазоне 85-200 мм, а модели 5Т и 6Т - для объективов с фокусным расстоянием от 70 до 210 мм. Линзы 5Т и 6Т выпускаются в оправе с 62-мм резьбой и могут быть установлены на другие объективы с помощью переходных колец. Некоторые известные производители светофильтров также выпускают качественные линзы для макросъемки.
Чтобы добиться максимального качества снимков, рекомендуется снимать при диафрагме f/8 - f/11. Для определения коэффициента увеличения всей оптической системы необходимо поделить фокусное расстояние объ­ектива (в мм) на фокусное расстояние линзы (в мм).


Макрообъективы

Макрофотография как искусство []

Многие фотографы полагают, что добиться высочайшего качества в макросъемке можно только при использовании специального макрообъектива. Это не всегда так.  

Макрофотография как искусство []
СТРЕКОЗА-СТРЕЛКА ИЗЯЩНАЯ ISCHNURA ELEGANS 
Макрообъективы позволя­ют фотографу в большей степени контролировать ситуацию и дают большую гибкость, когда дело доходит до кадрирования и построения композиции. Вы можете получить увеличение до 1:1 (в натуральную величину) без необходимости мучиться с заменой удлинительных колец. Я смог изменить увеличение, чтобы убрать из кадра побег вьющегося растения, который располагался над стеблем в его нижней части.

Я рекомендую любому увлеченному макросъемкой фотографу приобрести хотя бы один макрообъектив, желательно с фокусным расстоянием от 90 до 105 мм. Во время полевой съемки вы убедитесь в том, сколь большим преимуществом является возможность переходить от фокусировки на бесконечность к масштабу 1:1 без какой-либо возни с удлинительными кольцами, особенно при съемке насекомых и других подвижных существ.
Макрообъективы проектируются с учетом коррекции всех основных оптических аберраций и обеспечивают, в частности, очень малую кривизну плоскости фокуса. Это качество приобретает особое значение при съемке плоских объектов, например документов и иллюстраций, когда необходимо добиться высокой резкости по всему полю кадра. При фотографировании обычных трех­мерных композиций некоторая мягкость изображения на периферии кадра, возникающая при использовании обычных объективов с высокой кривизной плоскости фо­куса, чаще всего незаметна: в большинстве случаев важные детали не занимают всю площадь видоискателя.
Практически все современные макрообъективы способны фокусироваться как на очень близких предметах, обеспечивая масштаб воспроизведения 1 : 1 , так и на бесконечности , Современные высокотехнологичные модели макрообъективов имеют в своей конструкции плавающие элементы, изменяющие свое относительное положение при фокусировке, и поэтому не нуждаются в выдвижении вперед всей оптической системы при наведении на небольшие дистанции. Многие объективы прошлого поколения работают по другому принципу и заметно удлиняются по мере поворота фокусировочного кольца. За исключением ряда моделей, большинство старых макрообъективов ограничено увеличением 0.5х, а для съемки в натуральную величину требуется установка удлинительного кольца.


Стандартные макрообъективы

 Макрообъективы для 35-мм систем могут иметь различное фокусное расстояние. 50-мм и 60-мм модели обычно относят к стандартным макрообъективам, так как их фокусное расстояние соответствует обычным модификациям стандартных объективов. Одним из главных недостатков короткофокусных моделей является очень небольшое рас­стояние, на котором располагается объект при больших увеличениях. Такие объективы можно успешно использовать для съемки статичных объектов, таких, как цветы или грибы, где рабочая дистанция не имеет особого значения. Однако я не рекомендую покупать 50-мм модификации, и тому есть несколько причин. Во-первых, у вас наверняка есть зум-объектив, покрывающий такое фокусное расстояние. Во-вторых, фотосъемка насекомых может стать непростым занятием из-за необходимости приближаться к объекту на крайне малую дистанцию. Работа со штативом при ис­пользовании 50-мм оптики может оказаться весьма небла­горазумным занятием, особенно при полевой съемке, - вы помнете растительность на большой площади, пытаясь найти место для опор штатива. Наконец, стандартные макрообъективы обеспечивают большой угол обзора по сравнению с длиннофокусными моделями, и в кадр будут чаще попадать отвлекающие объекты заднего плана, выглядящие неряшливо даже при небольшой глубине резкости. Вам будет сложно создать равномерно размытый фон, придающий многим снимкам «профессиональный» вид. 

Макрообъективы со средним фокусным расстоянием
Самыми распространенными макрообъективами являются модели с «портретным» фокусным расстоянием, составляющим от 90 до 105 мм. Чаще всего встречаются 100-мм объективы. Они обеспечивают удвоенную рабочую дистанцию по сравнению с 50-мм аналогами при том же увеличении, что является важным преимуществом при съемке цветов или пугливых насекомых. Такие объективы считаются оптимальным решением, сочетающим удобство использования с легкостью и компактностью, - даже при использовании кронштейна для вспышки съемку можно вести с рук, в то время как камеру с длиннофокусным макрообъективом пришлось бы устанавливать на штатив.


Длиннофокусные макрообъективы

Макрофотография как искусство []

Некоторые производители камер и независимые компании имеют в своем модельном ряду длиннофокусные ма­крообъективы.  

Макрофотография как искусство []
САТУРНИЯ МАДАГАСКАРСКАЯ «БЫЧИЙ ГЛАЗ» ANTHERINA SURAKA 
Этот снимок был сделан 200-мм макрообъективом. Макрообъективы с боль­шим фокусным расстояни­ем идеально подходят для съемки пугливых существ.

Nikon выпускает 200-мм объектив, отлича­ющийся превосходным качеством и потому популярный среди профессионалов. Аналогичную модель (180 мм) производит Canon, а компания Sigma недавно анонсировала выпуск нового 150-мм объектива, подходящего для традиционных и цифровых камер. Такие объективы отличаются высокой ценой и недоступны для большинства любителей. 200-мм макрообъектив Nikon в сочетании с цифровой камерой оказался для меня крайне полезным при съемке бабочек, стрекоз и других пугливых насекомых. Длиннофокусная оптика сильно «сжимает» перспективу, а ее узкий угол обзора позволяет избавиться от лишних деталей на заднем плане, придавая больший визуальный вес главному объекту композиции.
В применении длиннофокусных макрообъективов есть и другие преимущества. Одно из них - увеличенная рабочая дистанция между передней линзой и объектом съемки. Кроме того, на таких объективах имеется кольцо для установки на штатив - настоящий подарок для любителя макросъемки. С его помощью можно быстро менять ориентацию камеры с вертикальной на горизонтальную и наоборот, не перемещая объектив. Увеличенная рабочая дистанция также не является лишней, позволяя более свободно располагать штатив и не разрушать слой рас­тительности рядом с объектом. Длиннофокусная оптика может пригодиться и для других задач при фотосъемке дикой природы. Хотя такие объективы нельзя назвать све­тосильными, это не является существенным недостатком, так как макросъемка предполагает использование средних и малых значений диафрагмы.
Если говорить о среднем формате, то здесь ваш выбор более ограничен. В модельном ряду Mamiya имеются 80-мм и 120-мм макрообъективы; последний обеспечивает масштаб 1:1 без удлинительных колец. Bronica выпускает 110-мм объектив для системы S Q A i, a Hasselblad анонсировал новый макрообъектив для камеры HI. Все эти модели способны работать с увеличением вплоть до 1х, и хотя качество изображения является великолепным, они обладают весьма немалым весом. Фокусное расстояние большинства из них является средним между стандартным и «портретным».


Телеобъективы

Телеобъективы со средним фокусным расстоянием в со­четании с удлинительными кольцами являются отличной альтернативой специализированной оптике. Они способны заметно облегчить ваш труд при съемке активных объектов. Увеличенная рабочая дистанция позволяет работать аккуратно и не задевать листву, сотрясение которой может спугнуть насекомое. По той же причине у вас появляется больше свободы в перемещении штатива для изменения композиции.
Время, когда фотограф нагружал свою сумку десятком объективов, уже прошло - большинство из нас используют зум-объективы, обеспечивающие большую гибкость в построении композиции и кадрировании. Купив макро­объектив, многие из нас автоматически применяют в ма­кросъемке именно его, даже не задумываясь о раскрытии возможностей более длиннофокусной оптики с помощью удлинительных колец. Помимо увеличенной рабочей дис­танции, телеобъективы имеют узкий угол обзора, благодаря чему эффективнее изолируют объекты на размытом фоне. Необходимо реально оценивать сюжет и выбирать оптимальное техническое решение, не ограничивая себя стереотипами.
Для работы с удлинительными кольцами хорошо под­ходят 100-200 мм-объективы.

Макрофотография как искусство []
200-мм ОБЪЕКТИВ МAKRО NIKKOR 
Одно из главных преимуществ использования макрообъектива с большим фокусным расстоянием - увеличение рабочего рассто яния и сужение угла зрения. Большинство объективов данного фокусного расстояния могут крепиться на штативе, что также является большим преимуществом. Это позволяет вращать камеру,меняя горизонтальный формат на вертикальный, без необходимости переворачивать камеру набок.


Я часто пользуюсь этой возможностью при съемке стрекоз и бабочек, особенно в среднем формате. С помощью телеобъективов удобно снимать относительно крупные объекты с увеличением вплоть до 0.5х. Но для достижения больших величин тре­буется очень сильно удлинять конструкцию.
Съемка в вертикальном формате может быть не очень удобной (если объектив не имеет кольца для установки на штатив), поскольку камеру с тяжелой оптикой приходится поворачивать набок. При большом количестве удлинительных колец конструкция становится крайне неустойчивой, что делает полевую работу неоперативной и заставляет искать другие методы.
В среднем формате большинство макрообъективов по­падает в категорию стандартных, поэтому я часто пользу­юсь телеобъективами от 150 до 200 мм или устанавливаю макрообъектив н а 1 . 4 х телеконвертер.


Применение зум-объективов

Зум-объективы к настоящему времени вытеснили обычную оптику из многих областей фотографии. Возможность иметь целый набор фокусных расстояний в одном компактном корпусе - огромное преимущество для тех, кто путешествует налегке; помимо уменьшения веса обо­рудования, зум-объективы позволяют максимально точно скомпоновать кадр в пределах диапазона трансфокатора.
В макрофотографии зум-объективы не обладают особой ценностью, если используются без дополнительных линз. Многие современные модели зум-объективов несут в своем названии слово Macro, хотя это не более чем маркетинговый ход: при макросъемке с помощью таких объективов масштаб ограничивается величиной 1:4, причем даже такое значение часто достигается лишь на минимальном фокусном расстоянии. Это значит, что рабочая дистанция до объекта остается крайне малой, затрудняя съемку подвижных животных.
Я сомневаюсь, что в таком режиме объектив обеспечивает лучшее качество, чем двухэлементная макролинза. Использование удлинительных колец в сочетании с зум-объективами - также не идеальный подход, поскольку конструкция приобретает большой вес и в целом менее удобна, чем сочетание колец с обычной оптикой. Если на объективе установлена насадочная линза, то при изменении фокусного расстояния необходимо заново наводить систему на резкость путем вращения кольца фокусировки или изменения положения камеры.  


Источник: http://macro-photo.info




Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Ночной дождь
растения-2
обман
макро-12
Паук-3
Ольха-2
цветы-4
Близнецы в лесу
Щитник (клоп) Ягодный / Dolycoris Baccarum











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.