Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Жаркое дело: макросъемка с кольцами.

Жаркое дело: макросъемка с кольцами.

Печать

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Как и обещал, рассказываю о экспериментах по технической фотосъемке. В этот раз речь наконец-то пойдет о макро. Многие, наверное, помнят, что я и обычным фотиком - автоматом делал, скажем так, очень приличного качества макросъемку.

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Всего лишь тщательное чтение инструкции, штатив и множество экспериментов.

От зеркалки я постараюсь добиться намного большего. Например, замены слабого микроскопа (вставлено позднее: после съемки я почитал статейки и, похоже, что отнюдь не слабенького, а очень приличного: на будущее ставлю целью - фасетку мушиного глаза крупным планом.)

В течение последнего месяца я откопал у родителей свой старый зенит, и главное, мои старые аксессуары к нему. В данном случае меня интересовали 2-3 комплекта удлинительных колец и старый, добрый объектив Гелиос. Даже в случае приобретения новых колец, цена зенитовского комплекта несравнима со стоимостью кеноновского, поэтому Гелиос рулит. В частности, у меня работает целых 3 комплекта удлинительных колец, образуя трубу длиной под 20 см.

Сегодня, проснувшись по рабочим делам в 5 утра и быстро все сделав, я получил 3 часа свободного времени. Делать было нечего, и тут...

Взгляд мой упал на эту 30-сантиметровую бандуру с макрокольцами. Времени срочно стало не хватать :)) (кстати, внимательные читатели могут попенять, что сначала я говорил о 20 см макроколец, а теперь о 30. Все верно. Добавьте сам объектив и переходное кольцо с зенитовского М42 на кэнон.)

Расчищено место на столе, стоит штатив, на место съемки, на дюралевую предметную пластину, в упор светит лампа дневного света, диафрагма открыта полностью.

Почему так:

1. Макросъемку без штатива будет вести только полный идиот.

2. Конечно, не забываем о 10-секундной задержке перед снимком. (2-х секунд мало - колебания в системе могут не успеть затухнуть.)

3. Света для макросъемки - чем больше, тем лучше.

Предмет-то у нас - мааахонький, и света на него падает маааало. Но обо всем этом подробнее - в конце, в небольшой инструкции по макро.

Дюралевую пластинку в качестве предметного стеклышка я выбрал за то, что она чистая, ровная и не царапанная. Это мне при обычном взгляде казалось, что она не царапанная. При увеличении же... Увидите сами :))

Итак, первая серия снимков.

Микросхема

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Журнал, текст

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Журнал, картинка офсетная

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

1000-рублевка

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Монетка 1 рупь

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Та же монетка

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Нож

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Линейка с миллиметровыми делениями

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Крупинка сахара

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Крупинка растворимого кофе

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Спил китайской тростниковой палочки для еды

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Кристаллы поваренной соли мелкого помола

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Серия, мягко говоря, неудачная.

Фотик стоит под углом 45 градусов, соответственно, при макро глубина резкого пространства прискорбно маленькая, поэтому все, что ближе и дальше фокуса - расплывается ну ооочень зверски. С фокусировкой в пределах десятых долей миллиметра приходилось каждый раз немного помучиться. Ну и главный недостаток - снимки дико замыленные.

В общем - получалось, конечно, крупно, но больно уж гадостно. Отвратно, скажем прямо. Мыльно все. Надо было думать.

Думал я на балконе, покуривая, наблюдая разгорающийся на небе восход. И пришел к выводу, что достиг предела качества объектива, и даже шагнул за него. То есть больше гелиос выдать не может, начинает замыливать снимки. Надо особое стекло...

Оставалось одно: уменьшить длину макроколец. И управляться будет удобнее, и качества не потеряю, да и в кадр больше влезет. Сказано - сделано.

Был объектив такой:

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

А стал такой:

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Фоткал я, понятно, те же самые предметы. Фокусироваться стало чуть полегче, но все равно то же самое - сплошное мыло :((

Начало серии с макрокольцами примерно 10 см

Соль

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Сахар и кофе

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

И вот тут-то до меня, дурака, и доперло, что я делаю не так... Я специально дал всю серию неправильных снимков, чтобы вы, как и я, запомнили глюк и больше не напарывались на него.

Я же говорил, что с зеркалкой заново учусь снимать и постоянно забываю самые простые вещи :)))

И предназначен этот текст не для проф. фотографов, которые 1) уже все поняли 2) их такое не интересует.

Для технических же людей - продолжаю рассказ.

Итак, до меня доперло - и я закрыл диафрагму полностью.

Итог:

Все темно (и это не смотря на то, что 30-ваттная газоразрядка светит в упор). Но - выставляем ИСО повыше, выдержку побольше (у нас же штатив) - и недостаток света скомпенсирован.

Зато - мы имеем изумительную резкость. Глубина резкого пространства раздвинулась, как... Как не знаю что (как крылья у бабочки, вылезшей из кокона, во.)

Итак, продолжаю снимать.

Тот же кадр, сахар и кофе, но сравним разницу с полностью открытой диафрагмой (светло, но малая глубина резкости), и с закрытой (темнее, исо выше, выдержка дольше, но качество...)

Сахар и кофе старые

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Сахар и кофе новые

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Ну и пошел я дальше.

Нож

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

1000-рублевка

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

1 рупь

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Журнал текст

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Журнал текст и картинка офсетная

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Микросхема

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Линейка

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Спил

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Спил

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Совсем другое дело!

Я разохотился, и снова удлинил макрокольца до 20 сантиметров. И - тоже получилось!

Надфиль (видно, что недавно я пилил им синюю и белую пластмассу : ))) Делал для фотика разъем.

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Монета

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Линейка

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Спил

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

1000 рублевка, голова Петра

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Сигарета

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Сахар и соль (мелкого помола, не крупного)

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Ну и вот так выглядело все:

Жаркое дело: макросъемка с кольцами. [макросъемка, цифровая камера, объектив, фокусировка, глубина резкости, ISO]

Итак, краткая инструкция по макросъемке со сменными объективами.

Подготовка:

1. Штатив обязательно.

2. Уровень на фотик очень желателен.

3. Свет в упор газоразрядными лампами (то есть экономичными, дневного света и т.п.) Можно двумя или тремя.

4. Высокое ИСО, 800 или 1000

5. Выключить все стабилизаторы-компенсаторы дрожания

6. Задержка снимка на 10 секунд или ДУ

7. Если объектив с переменным фокусным - ставим максимальное. То есть максимальный зум.

8. Ручная фокусировка.

9. (запасной пункт:) программисты поймут:)

Съемка:

10. Фокусируемся с открытой диафрагмой на центральной части объекта.

11. Закрываем диафрагму и снимаем.

12. Периодически перефокусируемся.

Инструкция с разъяснениями.

Подготовка:

1. Штатив обязательно.

У нас будут длинные выдержки, в зависимости от света - до нескольких секунд. Естественно, фотоаппарат должен быть не только неподвижен, а прямо-таки “заморожен“, чтобы не шелохнулся ни на долю миллиметра. Макро все-таки. И даже на коротких выдержках - нажатие на кнопку спуска, подпрыгивание зеркала - все это вызывает микродрож системы, что очень отображается в макромасштабе, размывая снимок. А со штативом, что интересно, в чем-то даже хуже: система больше, колебаний в ней больше, и затухают они дольше. Зато уж если затухли - то совсем затухли, мнда.

2. Уровень на фотик очень желателен.

Уровень позволит выстроить снимок горизонтально. Я до сих пор удивляюсь, как “горизонтальные“ для моего глаза снимки приходится исправлять по уровню. А разница в итоге значительна: ровный снимок смотрится намного выигрышнее: наверное, мозг не тратит времени на исправление неправильных линий снимка.

3. Свет в упор газоразрядными лампами (то есть экономичными, дневного света и т.п.) Можно двумя или тремя.

Почему газоразрядными: от них меньше тепла. А ставить их надо в упор почти, сантиметров на 10 от объектов съемки и объектива. Обычная лампа накаливания все-все дико перегреет, а штуки три стоваттки уже начнут плавить. И объекты съемки и объектив. Но под “газоразрядными“ я понимаю обычные, бытовые “экономичные“ лампы, или лампы дневного света и их разновидности. Светодиоды, даже сверхяркие, не подойдут: мало света. Хотя я собираюсь с ними экспериментировать, но для придания цветовой окраски: разные же объекты по разному выглядят при разном цвете. Хотя есть и такой момент: поставить выдержку секунд 20 и поупражняться. Интересно, не пробовал.

4. Высокое ИСО, 800 или 1000

Понятно, для чего: для увеличения чувствительности, для компенсации малого количества света, попадающего в объектив. Но помним, что увеличение исо ведет к увеличению шумов матрицы.

5. Выключить все стабилизаторы-компенсаторы дрожания

Ибо нафиг они нужны, если штатив, а подгадить нам могут.

6. Задержка снимка на 10 секунд или ДУ.

Зачем - объяснено в пункте про штатив.

7. Если объектив с переменным фокусным - ставим максимальное. То есть максимальный зум.

В отличие от пленки, матрице отнюдь не все-равно, какой не нее падает поток света: состоящий из параллельных лучей, или сходящихся под углом после последней линзы объектива. Зум выпрямляет лучи, делая их параллельными. Это лучше. К тому же, зум поможет отодвинуть фотик подальше от “жаркой“ зоны. К тому же, отодвинутый фотик выпрямит лучи, попадающие в объектив, сделает их более параллельными, а это тоже хорошо и нужно...

8. Ручная фокусировка.

Ну а как же вы будете фокусироваться автоматом с удлинительными кольцами. Только если это супер-пупер дорогие, или очень короткие (и при этом дорогие) кольца с контактами автофокуса. К тому же ручной зум позволит сфокусироваться на нужной части объекта съемки.

9. Запасной пункт.

Пусть будет. Вдруг я что-то еще вспомню :))Да и следующие пункты будут двузначные - так красивее :)))

Съемка:

10. Фокусируемся с открытой диафрагмой на центральной части объекта.

Понятно зачем. Чтобы попало в фокус. Фокусируемся по экрану, в режиме ЛивВью. Да именно в нем, что имеет глубокий смысл. Кроме того, что тыкая бровями в видоискатель, вы будете сдвигать штатив и фотик на доли миллиметра, есть еще важный момент:

В режиме Лив Вью зеркало УЖЕ приподнято, следовательно, не будет при снимке прыгать и вызывать колебания системы. Фокусируемся с открытой полностью диафрагмой, чтобы фокус был точно там, где нужно.

11. Закрываем диафрагму и снимаем.

Закрываем, чтобы до предела увеличить глубину резкого пространства. Чтобы все части микрообъекта, или сцены были резкими. При этом на экране, естественно, все станет очень темным - но это на страшно.

12. Периодически перефокусируемся.

Потому что в процессе работы объектив и фотоаппарат нагреваются, и меняют свои линейные размеры. Особенно пластмассовые детали. Изменения микроскопические, но длина волн света еще короче :)) Для них это очень большие изменения. Ну и в процессе съемки легко задеть фотоаппарат и сдвинуть на доли миллиметра, что сместит фокус на эти доли - но у нас же макро-съемка. В общем, периодически подстраиваем систему.

Вот вроде бы на данный момент и все.

Впрочем, есть еще один способ макросъемки с объективными извращениями: применение реверсивных колец.

Вскоре я его испробую, сравню результаты и расскажу.

А для тех, кто не является пока владельцем фотика со сменными объективами (а то мне уже попеняли) - обращаю ваше внимание на саму-самую первую фотку, и на подпись к ней.

Она сделана обычным автоматом. И инструкции к макросъемке автоматами просты:

1. Берем настольный штативчик за сто рублев.

2. Читаем инструкцию - учим матчасть.

3. делаем очень-очень сильную подсветку (идеально - ослепительно солнечный день)

4. и - пробуем-пробуем-пробуем.....

и будет вам счастье : ))))))

Источник: tegir.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Стрекоза
Северные мхи
Crown
Завтрак
мотылёк-4
Боливария короткокрылая
Гусеница
Strange bird
Crowns











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.