Предисловие
Фотография всегда представляла собой весьма интересный способ передавать образы и выражать эмоции, будь то хобби, работа или просто мимолетное увлечение… Фотография – это не просто способ запечатлеть увиденное, но и облачить существующее в невероятную форму, затмив реальность и обернув физические характеристики объекта себе на руку, создав некую чудесную паутину грез, в которую предстоит окунуться ценителям искусной съемки.Существует множество жанров фотографии: натюрморт, портрет, пейзаж, обнаженная натура, репортаж, флора и фауна и, конечно, макро. Каждый фотограф выбирает свой способ самовыражения: кто-то смешивает жанры, кто-то останавливается на одном, кто-то не признает жанры как таковые и действует по наитию.
Лично я, бесспорно, отдаю предпочтение макро, ибо меня увлекает сочность красок и одновременно отсутствие перенасыщенности цветами, сдержанность композиции и непосредственная концентрация на малом количестве объектов, что позволяет раскрыть суть замысла. В макросъемке, по моему мнению, главное – уловить момент и придерживаться тонкой грани, в которой сочетается вкус, талант и интуитивная идеализация момента. Макро позволяет раскрыть через, кажущееся несущественным, суть всего сущего. Качественное и искусное макро будто заставляет время остановиться и понять бренность своей сути и одновременно важность каждой детали бытия.
Макро
И так, что же представляет собой макро. Макросъёмка (от др.-греч. macro — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта). Макросъёмка в фотографии — это съёмки с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер, то есть макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на светочувствительном материале.
Оборудование
Теоретически макросъёмка может быть произведена любым съёмочным аппаратом, однако конструктивные особенности конкретной модели могут сильно препятствовать этому. Так что ознакомимся с некоторыми нюансами, с которыми приходится сталкиваться при съемки теми либо иными аппаратами.
1.При работе с фотоаппарат с несменным объективом, произвести макросъёмку можно только с применением насадочных линз. Это единственный способ уменьшить минимальную дистанцию фокусировки у несменного объектива. Однако многие компактные плёночные и цифровые фотоаппараты с несъёмным объективом имеют режим «макросъёмка», тем самым применение насадочных линз становится необязательным. Макросъёмка фотоаппаратом с жестковстроенным объективом, настроенным на гиперфокальное расстояние или цифровой (плёночной) камерой с автоматической фокусировкой без режима «макросъёмка» — теоретически возможна, но практически нереализуема из-за непредсказуемого качества фотографии.
2.Имея фотоаппарат со сменным объективом, макросъёмку можно произвести с использованием насадочных линз, удлинительных колец, фотографических мехов, оборачивающих колец, реверсивных (оборачивающих) макроколец, специализированных макрообъективов. Возможно совместное использование нескольких аксессуаров для макросъёмки.
3.Складные фотоаппараты, как правило, большого формата имели меха с двойным или тройным растяжением. Это позволяло производить макросъёмку без дополнительных принадлежностей [5].
Фокусировка
Фокусировкой называют кадрирование и наведение на резкость. Разные аппараты осуществляют фокусировку разными средствами, а именно:
1.Камеры большого формата, шкальные и дальномерные фотоаппараты. Матовое стекло, размещённое в плоскости фотоплёнки или фотопластинки — это практически единственный способ корректно определить границы кадра, оценить глубину резко изображаемого пространства, правильно навести на резкость. К насадочным линзам или к удлинительным кольцам может прилагаться таблица или номограмма, позволяющая корректно сфокусировать объектив.
2.Однообъективные зеркальные фотоаппараты. Однообъективный зеркальный фотоаппарат наиболее удобен для макросъёмки — наблюдается в видоискатель созданное на фокусировочном экране прямое беспараллаксное изображение объекта съёмки — возможна точная фокусировка (особенно в ручном режиме), корректная оценка глубины резко изображаемого пространства, правильное кадрирование.
3.Цифровые фотоаппараты. Цифровые фотоаппараты позволяют контролировать процесс макросъёмки на дисплее или в электронный видоискатель псевдозеркального цифрового фотоаппарата.
Экспозиционные параметры
При макросъёмке объектив выдвигается на значительное расстояние — расстояние до плёнки увеличивается иногда в несколько раз и в несколько раз уменьшается относительное действующее отверстие, так как диаметр зрачка объектива остаётся неизменным.
Для увеличения глубины резко изображаемого пространства требуется значительное диафрагмирование объектива, если не преследуются иные цели и объект съёмки объёмный.
Вследствии значительного уменьшения относительного отверстия объектива и значительного диафрагмирования выдержка при макрофотографии становится большой (достигает нескольких секунд) — что требует применения спускового тросика, штатива или оптической скамьи [5].
Практические рекомендации
1.При макросъёмке желательно использование штатива и спускового тросика.
2.Иногда при фокусировке удобнее перемещать объект относительно объектива, оставляя неизменным положение объектива относительно светочувствительного материала.
3.Желательно применять объектив с большим фокусным расстоянием и располагать объект съёмки возможно дальше — при этом геометрические искажения (дисторсия, кривизна поля изображения) будут минимальны. Возможно совместное применение телеконвертеров и удлинительных колец.
4.Встроенная фотовспышка, как правило, оказывается неэффективной, поскольку часто она светит в сторону (из-за параллакса) или её свет загораживается выступающей оправой объектива или насадочной линзой. Поэтому необходимо применение кольцевых фотовспышек (вокруг объектива) или нескольких фотовспышек со светосинхронизаторами.
5.Стоит применять искусственный фон, с учетом того, что снимаемые объекты совсем невелики, несложно будет найти подходящий материал. Причем, если снимаемый объект имеет теплый оттенок, используйте холодный фон и наоборот.
6.Чтобы добиться желаемого результата, необходимо делать несколько снимков из одного положения, затем обрабатывая результаты.
7.Применение тех или иных принадлежностей для макрофотографии подбирается экспериментальным путём.
8.Качество макрофотографий, в первую очередь, зависит от опыта фотографа.
Итоги
Снимки, сделанные в режиме макросъемки, как правило, очень впечатляют, однако для получения высококачественного изображение с яркой композицией необходимо знать некоторые особенности съемки объектов крупным планом. Так что, обращаясь к макросъемке, для начала следует ознакомиться с возможными подводными камнями в теории, а потом со знанием дела обращаться к практике. Хотя не редки случаи, когда фотограф, имея определенное чутье или, скажем, талант, действует по наитию и отлично справляется.
От автора
Фотография, я считаю, – удел малообщительных людей, которым легко сосредоточиться на чем-то, людей, внутренний мир которых на порядок богаче, нежели внешняя сфера их жизни. К таковым я себя и отношу. Лично мне видится гораздо больше чудного вокруг, нежели есть на самом деле, и я жутко злюсь, когда запланированный кадр ведет себя своенравно. В фотографии я вижу отдушину и отличный способ излить, переполняющие меня, эмоции. Кто-то кричит о своем счастье, кто-то пишет стихи, кто-то поет – со мной бывает и такое, но удачный кадр - это безмерный всплеск адреналина, и передать эти впечатление можно лишь создав еще один. Когда я беру камеру в руки, ощущаю такой вселенский прилив сил, чувствую безграничные возможности и всячески пытаюсь их реализовать.
Однако в последнее время, начала понимать и то, что фотокамера никогда не заменит реальных эмоций, поэтому теперь я стараюсь наглядеться всласть на приглянувшийся предмет, ощутить его, запомнить, прочувствовать, а лишь потом на память сделать снимок, а не наоборот. Часто фотографируя, мы забываем, зачем вообще прибыли на то либо иное место, не ощущаем красоты вокруг, а лишь щелкаем, щелкаем, щелкаем, замечая происходящее лишь через объектив. Для себя я давно решила, что никогда не стоит забывать, что ни одно, даже самое реалистичное и зачаровывающее фото не заменит ощущения присутствия и участия. Фотография – искусство, достойное восхищение, но мир вокруг нас – еще большее чудо.
Персональный альбом
«Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих»
Александр Лапин.
«Фотография — это секрет в секрете. Чем больше она открывает, тем меньше вам известно»
Дайан Арбус.
«Заглянув в окошечко видоискателя, он обнаружил самый простой способ приблизиться к недостижимому идеалу: оказывается, можно выбрать самую красивую картинку, а всё прочее оставить за кадром»
Макс Фрай.
«Для меня фотография — это спонтанный импульс к постоянному визуальному вниманию, которое способно уловить и миг, и вечность»
Анри Картье-Брессон.
«При помощи фотокамеры я сохраняла мгновения жизни, потому что научилась ловить момент и останавливать время»
Элис Сиболд.
«Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду»
Анри Картье-Брессон.
«Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности»
Али Смит.
«Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать»
Робер Дуано.
«Фотокамера — это инструмент, который учит людей, как надо видеть мир без фотокамеры»
Источник: masters.donntu.edu.ua
- 08/02/2012 14:19 - Жаркое дело: макросъемка с кольцами.
- 08/02/2012 14:04 - Макросъемка насекомых.
- 07/02/2012 11:20 - Настройка фокуса и глубины резкости при макросъемке.
- 07/02/2012 11:18 - Дистанция и масштаб в параметрах объектива.
- 06/02/2012 13:14 - Из личного опыта макросъемки.
- 06/02/2012 13:13 - Макросъемка на природе.
- 06/02/2012 12:36 - Макросъемка на природе.
- 06/02/2012 12:25 - Макросъемка на природе.
- 06/02/2012 12:24 - Макросъемка на природе.
- 03/02/2012 13:25 - Макросъемка. Что же это такое?