Итак, изображение является фотографией и отражает объективный срез события, а не является коллажированной интерпретацией, оно уже достойно внимания как документальный факт. Но достаточно ли этого при макросъемке насекомых? Нет, поскольку, как и везде, в фотографии следует искать творческое начало, подсознательно притягивающее к себе зрителя.
Эстетической первоосновой реалистической макрофотографии должна быть определенная изоляция образов, их лаконизм. Пытаться заставить зрителя полюбить противную ему с детства гусеницу бессмысленно. Банальная брезгливость и неприятие человеком гусеницы или других подобных существ может корениться в сфере бессознательного. Выход один – максимально достоверное изображение букашки, исключительно детализированной, в ненавязчивом ракурсе, подчеркивающем красоту форм и узоров.
Как ни крути, фотограф, открывающий микромир, должен не бояться припасть к земле и заглянуть туда, где совершенно другая жизнь. А чтобы не просто заглянуть, но еще и подчинить его для создания прекрасных портретов мотыльков, богомолов, гусениц, долгоносиков, скарабеев и пауков, нужно просто любить микромир.
Перейдем к конкретике. Для съемки насекомых крупным планом понадобится специальное оборудование. Описание процесса работы с ним будет усложняться пропорционально сложности аппаратуры. Но получить снимки микромира, определенного качества, можно даже с помощью компактной фотокамеры с режимом «макросъемка». Некоторые компакты фокусируются в этом режиме, начиная с дистанции в 1см. Недостатком съемки компактами является недостаточное увеличение объекта. Настоящие макрообъективы не просто могут фокусироваться с малого расстояния, но и обладают увеличительными свойствами. При съемке компактной камерой особое внимание нужно уделить яркому освещению, т.к. ее автоматика будет повышать ISO (светочувствительность), компенсируя недостаток света, что приведет в свою очередь к повышенным цифровым «шумам». Такие цифровые помехи существенно подпортят детализацию макрообъекта в увеличенном масштабе.
Более серьезная макросъемка осуществляется с помощью зеркальных камер со сменной оптикой, позволяющих подсоединять макрообъектив и контролировать весь процесс фотографирования в ручном режиме. В арсенале макрофотографа: цифровая камера с угловым видоискателем, макрообъективы, диоптрийные насадки, фотовспышки с рассеивателями (часто рассеиватели приходится делать самому фотографу из полупрозрачных материалов), различные специальные макровспышки, удлинительные кольца, штатив.
Такой инструментарий позволяет увеличивать и освещать насекомых до необходимых значений. Остается только творить, искать новые решения и ракурсы. Благо мир насекомых разнообразен и работы тут не початый край. Глубина резкости при макросъемке играет огромную роль. Макрообъективы обладают очень маленьким расстоянием резкого изображения объектов. Порой даже маленькое насекомое не выходит полностью резким, т.к. не находится в сфокусированном пространстве. Этот эффект еще больше подчеркивает величину макрообъекта, делая его визуально больше. Строя композицию кадра с насекомым, необходимо какой-либо его элемент сделать идеально резким. Этот элемент будет нести смысловой акцент всего кадра. Расширить глубину резкости часто бывает необходимо для съемки насекомых с длинным телом, например, стрекоз. Для этого необходимо устанавливать более узкую диафрагму. Компенсация экспозиции будет происходить за счет увеличения выдержки. Стало быть, при съемке с рук может появиться «шевеленка», поэтому целесообразно использовать штатив, и пульт дистанционного управления.
Фотографировать насекомых удобнее всего утром, в хорошую погоду, когда насекомые показываются на веточках и листьях деревьев, полусонные, подставляя солнцу свои мокрые от росы крылья, усы, спинки. Ветреные мотыльки, бабочки к вечеру сбавляют сбою игривость. Богомолы и божьи коровки относительно неподвижны, их можно «брать» в любое время суток. А вот мухи, шмели, осы – сущий ад, особенно в разгар душного и солнечного летнего дня. Большинство пауков слепы, поэтому к ним легче приблизиться, оставаясь незамеченным.
Не стоит забывать и про опасность связанную с укусами насекомых. Здесь шутить нельзя, много ядовитых особей. Ведь по оценкам ученых на Земле осталось несколько миллионов неоткрытых видов насекомых!
Источник: e-zoo.org
- 05/12/2011 11:41 - Обзор объектива Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM:
- 05/12/2011 11:33 - Фотографирование малых объектов и макросъемка
- 02/12/2011 13:08 - Цифровая азбука. Макросъемка
- 02/12/2011 13:00 - Обзор объектива Canon TS-E 24 f/3.5L
- 02/12/2011 12:55 - Макросъемка. Использование цифрокомпакта.
- 01/12/2011 11:40 - Макросъемка – окно в незримый мир.
- 30/11/2011 11:27 - Макросъемка с помощью iPhone 3GS
- 30/11/2011 11:24 - Зонт в солнечный день и фотография мелких объектов.
- 30/11/2011 11:20 - Макросъемка. От «мыльницы» до зеркалки
- 29/11/2011 11:15 - «Макросъемка живой природы»., Пособие начинающим макрофотографам.