Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1

Печать

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Введение

Макрофотография совершенно не похожа на то, что мы обычно фотографируем: портреты, репортаж, пейзажи.

Будто волшебная палочка, она мгновенно переключает масштабы нашего мировосприятия. То, что мы не замечаем в повседневной жизни, макрофотография позволяет разглядеть во всей красе, словно мы сами смотрим на мир глазами стрекозы или муравья. Прелесть макросъемки – в ее многогранности, богатстве и бесконечном разнообразии сюжетов. Что бы вы ни снимали, будь то жук или ржавый винтик, вы сможете выделить и показать объект, существующий как бы сам по себе, вне привычного окружения.

Если во время обычной съемки вам приходится много путешествовать для выбора привлекательного объекта, то в макрофотографии выбор сюжетов настолько богат, что вы можете обнаружить их буквально у себя под ногами. Причем каждый раз у вас будут совершенно новые и непохожие сюжеты.

Мир макрофотографий увлекателен, наполнен яркими красками и запоминающимися образами. Увлекшись макросъемкой всерьез, трудно ее забросить. Скорее всего вы влюбитесь в нее с первого взгляда и на всю жизнь.

Книга поможет вам, вооружившись нужной техникой, быстрее и увереннее погрузиться в глубины макромира, а затем, изучив технические вопросы и основные приемы съемки, перейти к самостоятельному творческому поиску.

Изучив данное руководство, вы сможете находить интересные сюжеты и грамотно передавать их на фотографии.

Основная задача книги – не только рассказать об основах макрофотографии, но и предложить увлеченному фотографией человеку разные направления для поисков и самостоятельных экспериментов.

В книге очень подробно рассматриваются многие вопросы, касающиеся макросъемки. На большинство вопросов вы получите ответы. Но не думайте, что с этим багажом вас так просто отпустят. Наша общая цель – показать красоту мира, в первую очередь ту, которую глаз часто не замечает в силу известных особенностей. На своих фотокартинах вы, как настоящий волшебник, будете дарить вечную жизнь таким мимолетным существам, как одуванчик или бабочка. Макрофотография никого не оставляет равнодушным – ведь в ней нет места негативным эмоциям.

Благодаря фотографии фиксируется информация об окружающем мире. Но в первую очередь ваши работы должны быть произведением искусства и передавать зрителю интересный образ, а потом уже выступать в качестве иллюстрации к учебнику биологии.

Книга рассчитана на человека, уже немного освоившегося в цифровой фотографии, получившего определенный начальный опыт. Предполагается, что читатель уже изучил термины. Базовые знания здесь сокращены до минимума. Акцент делается на специфике жанра, раскрытии творческих способностей именно в данном направлении.

Технической стороне дела уделено самое серьезное внимание, очень подробно рассмотрено различное фотооборудование.

Вооружившись подходящей аппаратурой, знаниями и разнообразными техническими и художественными приемами, вы сможете начать фотоохоту.

Главное – не успокаиваться, перелистав последнюю страницу книги, и совершенствоваться дальше.

Глава 1
Особенности макрофотографии

Специфика макросъемки

Масштаб съемки

Отличия макросъемки от микросъемки

Минимальная дистанция фокусировки

Практическое применение макрофотографии

Художественная сторона

Специфика макросъемки

Макрофотография не только позволяет передать на снимках мелкие объекты крупным планом, но и просто доставляет огромное удовольствие и яркие эмоции от просмотра красивых и выразительных снимков, заряжая зрителя положительным настроением (рис. 1.1).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.1. Макрофотография позволяет передать на снимках мелкие объекты крупным планом, добиваясь при этом эмоциональной насыщенности

С приходом цифровых технологий макросъемка становится очень популярной и совершенно не похожей на другие жанры фотографии. Она отличается рядом особенностей, учитывая которые в работе, вы существенно улучшите свои снимки.

С технической точки зрения, есть некоторые ограничения и сложности, однако если о них знать и подготовиться к ним заранее, съемка превращается в настоящее удовольствие. Не стоит пугаться технических проблем или закрывать на них глаза – считайтесь с реальностью, и у вас все получится.

В этом виде съемки вы открываете для себя практически новый мир – яркий, увлекательный, который прежде существовал незаметно для ваших глаз. Это и старинные монеты и медали, и шмель, садящийся на цветок, и гриб в лесу, и фрагменты различных предметов, а также многое другое, порой совершенно неожиданное. Многие самые обычные вещи при съемке с близкого расстояния выглядят абсолютно по-другому, будто они приобретают новую жизнь (рис. 1.2).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.2. По сравнению с привычными снимками, макроснимки выглядят необычно

Всегда полезно поэкспериментировать с освещением – тогда результат улучшится еще заметнее (рис. 1.3).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.3. Поэкспериментировать с освещением интересно и полезно

Если отбросить в сторону технические вопросы и сложности, макрофотография позволяет добиться многого. Вы практически ограничены только собственной фантазией. Все технические нюансы решаемы.

Макрофотография характеризуется тем, что это неспешная съемка. Она ведется неторопливо, в свое удовольствие. Если вы спешите, не стоит и начинать – чем больше вы уделите внимание объекту, тем лучше будут снимки. Очень важен внутренний настрой и любование объектом.

Работать приходится преимущественно на одном месте, фотографируя очень аккуратно и точно, старательно и с душой. Важна вдумчивая съемка, а не оперативность. В этом есть большое преимущество, подход к съемке здесь более основательный: фотограф – скорее фотохудожник, чем «фиксатор» событий. Вы не только делаете технически качественный кадр, но и мысленно переключаетесь на объект, «вживаетесь» в него и в итоге получаете кадр, который не оставит равнодушным зрителя. Очень важно, что фотограф «входит» в объект, может его прочувствовать, сосредоточиться на нем – тогда он может увидеть объект по-другому, заметить что-то скрытое от поверхностного взгляда, необычно передать объект на снимке. На миг весь мир сосредотачивается в крошечном создании, мимо которого многие проходят, не замечая (рис. 1.4).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.4. На миг весь мир сосредотачивается в крошечном создании

Основной проблемой при макросъемке является нехватка света и очень малая глубина резкости (рис. 1.5).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.5. При макросъемке очень сильно ограничена глубина резкости

Полбеды, когда вы снимаете плоский объект – монету, марку или, например, карточку памяти. При фотографировании объемного объекта – цветка, насекомого, шишки, гриба и т. д. – в ГРИП попадают миллиметры; малейший сдвиг – и глаза насекомого могут уйти в нерезкость.

Чтобы передать объект достаточно резко, приходится сильно зажимать диафрагму, соответственно выдержки заметно удлиняются. Отсюда неизбежно возникает проблема с «шевеленкой». Очень трудно при съемке с рук получить резкий и четкий снимок. Даже незначительный, незаметный для фотографа сдвиг камеры приводит к нечеткости. Обычно, чтобы не получить смазанный из-за дрожания рук фотографа снимок, увеличивают светочувствительность. Казалось бы, что проще – нажать кнопку и переключить чувствительность. Конечно, выдержки сократятся, и снимок с большей вероятностью получится четким. Однако в цифровых камерах это, как известно, «слабое звено» – на изображении появляются цветные вкрапления, заметно портящие картинку. Разумеется, повышать чувствительность матрицы нежелательно, ведь фотография создается, чтобы передать красоту. Картинка должна быть чистой, к тому же увеличение светочувствительности не только добавляет шумы, но и ухудшает передачу деталей. Поэтому устанавливать нужно по возможности минимальную светочувствительность. Определите максимально допустимую для вашей камеры светочувствительность. Но не по спецификации, а по тому пределу, за которым картинка уже становится непривлекательной. У одной камеры это может быть 200 единиц ISO, а у другой – все 800.

Итак, первое, с чем мы сталкиваемся, – это проблема нехватки света. В макросъемке это постоянная «головная боль». Далеко не всегда освещение яркое солнечное, к тому же нередко и этого мало. Так что часто приходится использовать дополнительное освещение.

Макросъемка очень требовательна к технике. Желательно обратить внимание на дополнительные принадлежности – для макро их разработано немало, многие могут оказаться очень полезными.

В макросъемке вы не будете испытывать недостатков в сюжетах, вокруг всегда найдется более чем достаточно «достойных» объектов, где бы вы ни оказались. Трудно сделать две одинаковые фотографии, снимая в разное время. В каждой из них вы можете передать яркие краски, выразительные причудливые формы, и все это на очень эффектном размытом фоне.

Одной из самых интересных особенностей макрофотографии является ее абстрактность. Для настоящего фотохудожника это отличный способ самовыражения. Язык макрофотографии понятен практически всем людям – макроснимки не имеют выраженной принадлежности к каким-либо национальным особенностям. Если снимок не привязан к определенной местности, по нему трудно определить, где он был сделан.

Макрофотография позволяет убедиться в том, насколько разнообразен и оригинален окружающий нас мир.

Совсем не обязательно, чтобы снимки были сложными и перегруженными. Наоборот, будет лучше, если вы отбросите все лишнее, ненужное. Даже очень простые по сюжету кадры смотрятся великолепно (рис. 1.6).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.6. Чем проще сюжет, тем лучше будет смотреться снимок

Масштаб съемки

Число, получаемое делением размера изображения на реальный размер объекта съемки, называется увеличением, то есть масштабом съемки, и обычно обозначается десятичным числом. Допустим, что мы снимаем объект длиной 2 см и получаем изображение длиной 1 см на матрице. В этом случае увеличение будет равно 1/2, то есть 0,5. Обычно увеличение обозначают как 0.5х.

Рассмотрим пример с матрицей формата APS-C. При съемке во весь кадр объекта, превышающего по размерам сторону матрицы в тысячу раз, например моста длиной 24 м, масштаб изображения будет 1:1000 (делим размер изображения – 24 мм на размер моста – 24 м). Когда результат деления меньше единицы, изображение по размеру меньше оригинала. При съемке, например, с двукратным увеличением масштаб съемки будет 2:1. Когда съемка ведется в натуральную величину, речь идет о масштабе съемке 1:1, то есть вытянутый объект длиной 24 мм на изображении занимает весь кадр в длину. Если размер изображения 24 мм, а предмет – 72 мм, то коэффициент репродукции составляет 1:3.

Изображение на снимках в макрофотографии может быть получено в масштабе от 1:5 до 10:1.

На снимках ниже представлен один и тот же объект, снятый с разным масштабом съемки (рис. 1.7–1.9).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.7. Масштаб съемки 1:2

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.8. Масштаб съемки 1:1

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.9. Масштаб съемки 2:1

Объектив состоит из групп линз, но мы условно представим его как одну выпуклую (собирающую) линзу, чтобы уточнить термин «фокусное расстояние». Фокусное расстояние определяется расстоянием между центром этой линзы и точкой фокуса (плоскость матрицы, рис. 1.10). Фокусное расстояние объектива определяется при фокусировке на «бесконечность».

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.10. Фокусное расстояние

Чтобы получить масштаб 1:1, объект съемки должен находиться на двойном фокусном расстоянии от объектива с одной стороны, а матрица – на том же двойном фокусном расстоянии от объектива с другой (рис. 1.11).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.11. Масштаб 1:1, двойное фокусное расстояние от объектива до объекта и матрицы

По мере увеличения масштаба расстояние от объектива до объекта уменьшается, а до матрицы – увеличивается, иначе говоря, макросъемка требует приближения к объекту почти вплотную при большем отдалении от матрицы.

Увеличение изображения создает определенные технические сложности, которые связаны с качеством картинки (в первую очередь, с резкостью). Чтобы получить на фото большой масштаб изображения, необходимо приблизить объектив к объекту, при этом соответственно теряется резкость. При удалении же объектива от объекта резкость, наоборот, передается хорошо.

Отличия макросъемки от микросъемки

В отличие от макросъемки, предусматривающей фотографирование небольших, но все же различимых человеческим глазом объектов, микросъемка предполагает фотографирование объектов в значительно увеличенном виде, которые практически неразличимы глазом. Размер изображения – больше 10х увеличения оригинального объекта.

Для микрофотографии обычно применяются оптические микроскопы (рис. 1.12). Увеличение составляет от 10 до 3500 раз. При большем увеличении используются электронные микроскопы. В научных исследованиях часто применяются сложные крупногабаритные микрофотоустановки. Для увеличения изображения используются световые волны или пучки электронов либо ионов.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.12. Для микросъемки используются микроскопы

Съемка может производиться как с помощью объектива микроскопа, так и в паре «объектив микроскопа + объектив фотоаппарата».

Если вы решили попробовать себя в микросъемке, то для первых экспериментов вполне можно использовать недорогие микроскопы.

Подобные «школьные» микроскопы дают возможность получить темные изображения на светлом фоне (метод светлого поля) или светлые изображения на темном фоне (метод темного поля). Может применяться освещение поляризованным светом, дающее цветовые эффекты. Для освещения используется подходящий студийный источник света либо специальный осветитель для микроскопов.

У специальных исследовательских микроскопов имеются встроенные фотокамеры.

Минимальная дистанция фокусировки

Объектив фотокамеры фокусируется от фиксированного минимального расстояния до бесконечности. Минимальное дистанция фокусировки (рис. 1.13) – это самое меньшее расстояние до объекта съемки, при котором объектив обеспечивает резкое изображение на матрице, то есть еще фокусируется. Если вы будете снимать предмет на расстоянии, меньшем минимального расстояния фокусировки, картинка получится нерезкой. Чем меньше минимальное расстояние фокусировки у объектива, тем больше у вас возможностей.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.13. Минимальная дистанция фокусировки

Минимальная дистанция фокусировки – это не расстояние от передней линзы объектива, а расстояние от объекта до плоскости матрицы.

Возможность снимать с близкого расстояния еще не дает преимуществ сама по себе. Так как расстояния между разными точками объекта до объектива разные, создаются геометрические искажения. Тем не менее данный параметр действительно очень важен при выборе объектива. Нужное минимальное расстояние для конкретного вида съемки вы определите сами.

Обычно объективы высокого качества обладают небольшой минимальной дистанцией фокусировки. Однако, конечно, нет правил без исключений.

Проверить на практике минимальную дистанцию фокусировки можно, измерив расстояние между фокальной плоскостью объектива и объектом съемки. Не всегда производители сообщают точные данные.

На верхней части корпуса многих камер можно найти отметку о положении плоскости матрицы, обозначенную кругом с проходящей через него линией (рис. 1.14).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.14. Соответствующий значок на корпусе камеры обозначает месторасположение плоскости матрицы

 

При покупке компактных камер обращайте внимание на следующий факт. Производители обычно сообщают в спецификации возможность макросъемки с минимального расстояния 2 или даже 1 см. Однако снимать макро вы можете не на всех фокусных расстояниях. Так, если в камере есть возможность снимать макро в широкоугольном положении объектива на минимальной дистанции фокусировки, пользы от этого немного. Близко к насекомому камеру в широкоугольном положении поднести не получится, а искажения (дисторсия, хроматические аберрации) будут более заметны. Полезнее возможность снимать макро с использованием оптического приближения, когда максимальное увеличение достигается в самом длиннофокусном положении. Поэтому перед покупкой полезно подержать камеру в руках и на практике проверить, как она справляется с макросъемкой.

Практическое применение макрофотографии

Макрофотография может представлять практический интерес не только для любителей цветов и насекомых, но и для исследователей, врачей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.

В медицинской фотографии используются как традиционные зеркальные камеры с макрообъективами, так и специальные лабораторные установки для макрофотографии.

Если вам нравится макрофотография, и вы собираетесь специализироваться в этом жанре, вы можете заработать деньги не только на научной, учебной или каталожной съемке. Фотографу представляются большие возможности проявить в работе творческий подход, который также хорошо оплачивается. Это и ювелирная съемка, и съемка часов, сувениров, украшений, и съемка продуктов питания. Ваш труд может понадобиться коллекционерам и филателистам. Заказчиками могут выступить коммерческие организации, торговые предприятия, рекламные агентства. Если вы «на пятерку» освоите это ремесло, без работы не останетесь (рис. 1.15).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.15. Макрофотография имеет широкое практическое применение

Съемка крупным планом как в науке и технике, так и в коммерции требует очень серьезного отношения. Помимо изучения теории, нужна большая практика.

Очень важен собственный опыт, наработки, решения. Здесь без соответствующей профессиональной фототехники, конечно, не обойтись. Первые шаги можно сделать и с любительской техникой, использовать самодельные приспособления и даже добиваться неплохих результатов. Но это только для начала.

У вас не должно возникать препятствий из-за плохого технического оснащения, явно экономить на оборудовании не стоит. Уровень требований в коммерческой фотографии очень высок.

Художественная сторона

Практика научной и прикладной макросъемки широко распространена. Однако художественная сторона дела намного сильнее привлекает как фотолюбителей, так и профессионалов. И это неудивительно – человек всегда стремится к настоящей красоте, к ярким образам, а где, как ни у Природы, учится создавать формы, узоры, цвет. Никакая предметная макросъемка не сравнится со съемкой живой природы по силе воздействия на зрителя, по мощности энергетики.

Произведения в жанре макро смотрятся очень интересно – вряд ли найдется человек, который не остановит свой взгляд на красивой макрофотографии. Ее прелесть и ценность – в художественности (рис. 1.16). Каждый снимок – это окно в макромир, порой фантастический и не похожий на то, что мы привыкли видеть вокруг, прогуливаясь со стандартным объективом.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 1.16. Прелесть макросъемки в ее художественности

Художественная макрофотография – это никогда нестареющие снимки, восторг или улыбка на лице зрителя. Сначала может показаться, что все это очень просто – приблизил объектив к объекту, и готово. Но стоит попытаться снять насекомое или цветочек, как убеждаешься в том, что здесь понадобится многое: и подходящая техника, и знание, и практические навыки, и хороший вкус, и увлеченность, и терпеливость, и, конечно, немного везения. А усилия окупятся запоминающимися снимками.

Ваши работы могут украсить дом, офис, образовательные и культурные учреждения, вы можете подарить их родственникам, друзьям и знакомым, а когда накопится достаточно интересных фотографий, неплохо провести персональную выставку.

Вполне возможно научиться снимать красивые и интересные макрофотографии. Главное здесь – последовательное обучение, очень много практики и любовь к своему делу. Чтобы снимать впечатляющие фотографии, недостаточно между делом изредка делать макроснимки. Этим нужно заниматься постоянно и много, относясь к делу с энтузиазмом, не забывая регулярно пополнять свой багаж знаний из книг, журналов и форумов. А художественная сторона дела, помимо знаний и вкуса, требует определенного внутреннего настроя, творческого взгляда на мир и желания выразить образ по-своему.

Источник: fictionbook.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


macro'14
Во власти паутины
´´´´´
Пчела
Прекрасное вокруг-10
Гармония
Тычинки
Ктырь
Карамор (Tipulidae)











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.