Как известно, в театральный бинокль можно смотреть с двух сторон, в одном случае он приближает, в другом удаляет. В первом случае, применительно к оптическим насадкам, такая оптическая схема дает нам увеличение фокусного расстояния. Если же мы ее повернем, мы получим более широкоугольную систему из насадки и объектива. Некоторые фирмы так и делают: два устройства — один корпус, внутри которого вделан механизм, который переворачивает линзы, и одно устройство может служить как для увеличения фокусного расстояния объектива, так и для его уменьшения.
Рассматриваемый нами комплект фирмы hama состоит их двух насадок. Одна из них увеличивает фокусное расстояние объектива в 1,5 раза. Другая наоборот, уменьшает — в 0,65 раза. Каждую из этих насадок можно повернуть на 180 градусов и превратить в свою противоположность. Но оптические насадки и так увеличивают хроматические аберрации, а перевернутые ухудшают ситуацию еще больше.
Насадка имеет резьбу М49. В комплекте есть также два переходных кольца, М46-М49 и М52-М49. Эти насадки можно без проблем прикрепить к камере Epson Photo PC 3000Z, которая сразу комплектуется кольцом с резьбой М49. С остальными все не так очевидно. Камера Olympus позволяет использовать насадки, если вы купите дополнительное переходное кольцо. Камеры Toshiba и Sony также позволяют использовать внешнюю оптику, но посадочное место на камере для насадки имеет резьбу 45мм и необходимо использовать переходное кольцо М45-М46. Надо заметить, что М45 назвать стандартным очень трудно, с другой стороны, никаких конструктивных сложностей для использования резьбы М46 я не вижу. Поэтому использование столь нестандартной резьбы можно рассматривать только как акт вымогательства со стороны фирмы, $30 за переходник. Если у вас есть токарный станок, то можно выточить какое угодно кольцо, в том числе и для камеры Casio QV3000, которая вообще не предусматривает крепление внешней оптики. Для тех же у кого нет токарного станка, я привожу рядфотографий, позволяющих увидеть, как создать адаптер для камеры Casio QV3000 из подручных средств.
Несколько комментариев. Взяты три фильтра с резьбой М49 и два фильтра с резьбой М46. Из них вынуты стекла. Фактически вам нужны только оправы для фильтров, но отдельно они не продаются, ну и со стеклами они стоят порядка 50 рублей за штуку. С одной из оправ с резьбой М49 мы аккуратненько, напильником срезаем резьбу для ввинчивания в объектив и получаем отрезок трубы с внутренней резьбой М49. На другой оправе делаем несколько надрезов, далее навинчиваем на нее полученное в предыдущей операции кольцо и в него ввинчиваем еще одну оправу. Далее надеваем всю эту конструкцию на место крышки для объектива и фиксируем хомутом для крепления шлангов (за 8 руб.). Для того, чтобы длина переходного кольца сравнялась с расстоянием, на которое выдвигается объектив, можно ввернуть еще две оправы М49, но при этом, когда вы будете смотреть в оптический видоискатель камеры при минимальном фокусном расстоянии, нижняя часть кадра у вас будет закрываться этими кольцами. Поэтому есть смысл ввернуть через переходное кольцо М49-М46 две оправы с внутренней резьбой М46. Переходное кольцо с 49 на 46 можно получить, надев горячим образом на слегка подточенную резьбу фильтра М46 кольцо для крепления стекол от фильтра М49. Ну вот, конструкция готова, теперь приступаем к испытанию оптических насадок. Главный вопрос при использовании насадки, увеличивающей фокусное расстояние, это насколько она ухудшает разрешение. Потому что может оказаться, что если вы просто вырежете центральную часть кадра, а потом в графическом редакторе увеличите ее, то результат у вас будет даже лучше, чем при использовании оптических насадок. Приведенные снимки показывают, что по центру кадра теленасадка от фирмы hama почти не ухудшает разрешения, однако достаточно чуть-чуть отступить от центра кадра, как хроматические аберрации становятся заметны невооруженным глазом. Отсюда следует, что использование подобной насадки оправдано только для кадров с ярко выраженной сюжетно важной частью по центру. При использовании цифрового зума, который вырезает центральную часть кадра при съемке, и оптической насадки, мы получаем в результате суммарное фокусное расстояние, эквивалентное 300 мм 35 мм камеры, и приемлемые хроматические аберрации.
Что касается широкоугольной насадки, то ее использование целесообразно исключительно в тех случаях, когда вы не можете отойти на достаточное расстояние, чтобы весь объект попал в кадр, и у вас нет времени (объект быстро меняется), чтобы сделать несколько снимков, а затем их сшить. Специфика использования широкоугольной насадки заключается в том, что с многими объективами вам не удается поставить ее достаточно близко, и возникает виньетирование углов кадра. Чтоб уменьшить этот эффект, надо поместить насадку максимально близко к передней линзе объектива. Если резьба насадки не совпадает с резьбой на камере, то приходится использовать со стандартными переходниками от камер Olympus, Toshiba, Sony дополнительное переходное кольцо, которое добавляет расстояние между объективом и насадкой. В нашей конструкции, в случае использования дополнительных переходных колец, можно убрать одно из колец переходника и получить оптимальный результат с самыми разными оптическими насадками.
Одним из наиболее полезных дополнительных оптических элементов является насадочная линза для проведения макросъемки. При съемке с близкого расстояния часто возникает необходимость в тросике для дистанционного управления камерой. Его применение связано как с длительными выдержками, так и с необходимостью не затенять телом фотографа объект. Или, если вы снимаете живую природу, с риском спугнуть объект съемки. У Casio QV3000 не предусмотрено ни возможности подсоединения тросика, ни дистанционного управления. Один из вариантов решения представлен на фотографии. Как видно, пневматический тросик фирмы hama длиной 10 м вполне эффективно может работать и с цифровой камерой.
И для примера две фотографии, снятые с насадочной линзой с фокусным расстоянием 50 см:
Кроме того, особым случаем макросъемки является пересъемка слайдов и негативов. Для этого, как пример, предлагаются следующие конструкции.
Как источник света в этом случае можно использовать как светостол все той же фирмы hama или любой другой, так и молочное стекло, расположенное между источником света и диапозитивом. Возможно, комбинация из молочного стекла и солнца в качестве источника света является оптимальной.
Источник: www.ixbt.com
- 17/01/2012 12:24 - Кольца для макросъемки - Kenko Extension Tube Set DG.
- 16/01/2012 12:58 - Объективы для макросъемки и специальные объективы.
- 16/01/2012 12:57 - Оборудование домашней студии для макро.
- 16/01/2012 12:56 - Приблуда для макросъемки
- 13/01/2012 15:24 - Pentax Optio W90: компакт для макросъемки в экстремальных условиях.
- 11/01/2012 11:53 - Отечественная макро-фототехника. Часть 3. Слайд-адаптер для цифровой камеры.
- 11/01/2012 11:51 - Отечественная макро-фототехника. Часть 2. Крупным планом - Теленасадки из объективов и окуляров.
- 11/01/2012 11:49 - Отечественная макро-фототехника. Часть 1. Отечественная оптика в качестве насадок для макросъемки.
- 10/01/2012 13:18 - Специальные вспышки для макросъемки животных.
- 10/01/2012 13:17 - Немного о объективах для макросъемки.